ГЛАВА V. О развитж умственных и нравственных начеств в первобытные и цивилизованые эпохи.

Усовершенствованге умственных способностей путем естественного подбора. Предметы, излагаемые в этой главт, представляют высочайппй интерес, но я разсматриваю их лишь несовершеняым и отрывочным образом.

Уоллес в превосходной стать, раньше указанной а), утверждает, Кчто человйк, поели того, как он отчасти прюбрел тв умственныя и яравственныя .качества, который отличаюсь его от низших животных, <тал уже мало подвергаться тдесным видоизмвнениям, как путем естественнаго подбора, так и любым иным способом. Дйетвительно, благодаря своим душевным способностям, человк в состоя.аии, при изменившемся "твлесном строении, сохранять гармошю с изменяющимся окружающим миром. Он обдадает значительною способностью приспособлять свои привычки к новым жизненным условиям.

Он изобрвтает оружие, орудия и разныя уловки с плью добыть пищу яли защищаться. Когда он переселяется в бодве холодный климат, он употребляет одежду, строить хижины и разводить огонь; с по;мощью огня превращает неудобоваримую пищу в пригодную для пи;-ташя. Он различным образом помогает своим ближним и предугаащвает будущия событая. Даже в очень древнюю эпоху у человка существовало нвкоторое pa3yBAeHie труда.

С другой стороны, низпия животныя должны быди видоизменить <вое твлесное строеше, чтобы выжить при весьма видоизменившихся услойях. Они должны были стать сильнее иди прюбрсть болСе мощные зубы

116

или когти, для защиты против новых врагов; или же им приходилось" уменьшиться в рост, чтобы таким образом легче скрыться от опас- < нести. Переселяясь в болте холодный кдимат. животныя должны были: или покрыться болве густым мхом, иди изменить свое тлосложеше. iv Если таюя измненш не происходили, то животныя вымирали.

Совсм другое дло, как справедливо указал Уоллес, если рчь-: идет об умственных и нравственных способностях человека. Эти способности изменчивы; мы имем также полное основаше думать, что таюя изм- : нешя стремятся к передачи по наследству. Поэтому, если эти способности были- I первоначально весьма важны для первобытнаго человека и для его обезьяне-- , подобных предков, то во всяком случай они должны были совершенствоваться путем естественнаго подбора. Относительно важнаго значешя умственных способностей не может быть никакого сомншя, так как только им человк обязан своим господствующим положешем во".3 вселенной. Мы видим, что даже в грубйшем естественном состоянии наиболее умные люди, т, которые изобретали наилучшее оружие или ло- ; вушки-вообще люди, наиболее, способные к охот4 и к защит, могли воспитывать самое многочисленное потомство. Племена, имвппя наибольшее- : количество таких лучше одаренных людей, возрастали в численности № ВЫТЕСНЯЛИ состдей. Численность прежде всего зависит от средств существован]я, а эти посддкя в свою очередь зависят отчасти от физической природы страны, но в гораздо большей степени от производств,, извтстных данному племени. По мр того, как племя увеличивается ж поб4ждает соседей, оно часто еще боле возрастает путем поглощешя.: других племен и). Рост и сила особей давнаго племени также игра.ютк-нкоторю роль в ycntxt, а эти физйчесшя качества частью зависят.: f от природы и количества добываемой пищи. В Европй люди бронзовагоперюда были вытснены расою боле могущественною и, судя по рукоят- кам их мечей, обладавшими боде широкими кистями рук 2); но их.;] успх, быть может, еще в большей степени зависел от превцсходства их искусств и ремесл. . , Все, что мы знаем о дикарях, или что можем вывести из. их-и предашй и из древних памятников в что совершенно забыто нынешними обитателями, показывает, как уже в отдаденнйпия эпохи лучше преуспеваюпця племена вытесняли состдей. Остатки вымерших или, забытых племен были открываемы во всх цивилизованных странах земного шара: на диких равнинах Америки и на уединенных островах.

Тихаго океана. В настоящее время пивилизованныя нащи вытсняют варварсюя племена всюду, исключая мстностей, гд4. задержкою является..!

губительный климат: в этом случав УСПБХ зависит, гдавным обра-

117

зом, хотя и не исключительно, от развипя технических знашй, с.о"етавляющих продукты ума. Поэтому, чрезвычайно вроятно, что у человека умственный способности были, гдавным образом, постепенно развиты путем естественнаго подбора; а этот вывод совершенно достато <иен для нашей nto. Без сомнтшя, было бы интересно проследить раз:витие каждой отдельной способности, начиная с того состояшя, в каком она существует у низших животных, и восходя до человека; но ни мои .способности, ни мои знашя не позволяют мни заняться этим вопросом.

Отоит заметить, что как только предки человека стали жить обществами (а это, вероятно, случилось в очень . раннюю эпоху), принцип подражашя, в связи с разумом и опытом, усилил и сильно видоязмйнид их умственныя способности, и притом таким способом, который наблюдается у низших животных лишь в зачаточном вид. Обезьяны чрезвычайно любят подражать, не мене чм низппе дикари; раньше <)ыл указан тот факт, что по прошествш извстнаго времени нельзя поймать ни одного животнато, если брать всегда одинаковую ловушку: отсюда видно, что животныя научаются опытом и, сверх того, подра.жают осторожности других животных. Представим себ теперь, что вакой либо дикарь, болве умный, чйм друпе, изобрл новое оружие или -ловушку или друпя средства нападенш и защиты; в таком случа простййшее чувство себялюбия, без помощи особаго размышдеюяг, побудит других членов общины подражать ему; и таким образом выиграют всв. Обычное заняие любым новым искусством также должно было, до язвстной степени, развивать умственныя способности. Если новое изобртение было важным, то племя возрастало в численности, распространялось и ВЫТБСНЯЛО друпя пдомена. В таким образом увеличенном племени всегда представлялось нисколько боле шанеов для рождешя еще других, лучше одаренных и изобртательных особей. Если подобные люди оставляли детей, склонных унаследовать их душевное превосходство, то шансы рождешя еще боле умных чденов общества становились нисколько лучшими, что особенно важно для очень маленькаго племени. Даже, если даровитые члены общества не оставляли потомства, то племя все же включало их кровных родственников; а опыт седьских хозяев и) показал, что, сохраняя потомство от стада, в котором было найдено ценное животное, можно достичь накоплешя желаемых признаков, даже !в том сдуча, если избранное животное было убито, не оставив потомства.

Возратимся теперь к общественным и нравственным качествам.

Для того, чтобы первобытный чедовк, или же его обезьяноподобные предки, ; стали сощальными животными, они должны были приобрсть те же самыя..

. инстинктивные чувства, который побуждают других животных жить "тадами; бяз сомнкя, обпця качества были одинаковы в оббих елучаях. Первобытные люди испытывали тяжелое чувство, когдабыли удаляемы от товарищей, к которым они чувствовали хотя никоторую привя 118

занвость: они предупреждали друг друга об опасности и помогали друг другу при нападеши иди защит. Все это подразумвает н4которув> степень симпатш, верности и мужества. Такия сощальныя качества, без спорно, чрезвычайно важныя для низших животных, без сомннш, нрюбртались и предками человека подобным же образом, то есть пу-i тем естественнаго подбора в связи с наследственной привычкой. Еслидва племени первобыгаых людей, живших в одной и той же стране, вступали между собою в состязаше, то (при прочих равных условияхь) одолевало и брало верх то племя, которое включало большее число муже-и ственных, одушевленных симпапей и вврных товарищам чденов, J всегда готовых предупреждать друг друга об опасности, оказывать.

помощь и защищать друг друга. Слдует помнить, как необычайноважны верность и мужество дикарям, ведущим между собою безпрерывныя войны. Превосходство, которым обладают дисциплинированные солдаты над нестройными ордами, зависит, главным образом, от девтрия, с которым каждый соддат относится к товарищам. ииовино4 вевие, как прекрасно выяснено Бэджготом и), чрезвычайно важно noj:4 тому, что какоеглибо правительство все же лучше, чем никакого. СебяУ любивые и сварливые люди не могут сплотиться, а без сплочешя нельз") сдлать ничего. Племя, одаренное указанными выгодными качествами, рас-.j пространится и одолет друпя племена; но с течешем времени, суда!

по всей исторш лрошлаго, оно будет, в свою очередь, побеждено ка ким-либо другим, еще выше- одаренным племенем. Таким образом, f общественныя и нравственныя качества будут медленно стремиться кл совершенствован}", и распространяться по всему земному шару. Но можно спросить, каким образом, в предлах одного и того же; племени, большая часть его членов впервые стала одаренною этими общественными нравственными качествами, и каким образом повысился!

уровень совершенства? Чрезвычайно сомнительно, чтобы потомки болве"; способных к симпаии и боле добродушных родителей, или же твх,.которые были наиболее верными своим товарищам, могли оказаться, более многочисленными, нежели потомки себялгобивых и втроломных.

родителей из того же племени. Тот, кто охотно жертвовал своею жизнью,!

что часто встречается и у дикарей, предпочитая смерть ИЗМЕН товарищам, часто вовсе не оставлял потомства, способнаго унаследовать его" благородную натуру. Наиболее мужественные, всегда готовые быть воЦ время боя в передних рядах, и охотно жертвуюпце жизнь за другиху в среднем вывод, должны погибать в болыпем количеств, нежели мене храбрые. Поэтому едва-ли вероятно, чтобы число людей, одаренных такими доблестями, или самый уровень их добродетели мог увеличитьсяпутем естественнаго подбора, т. е. посредством переживая!"

119

наиболее приспособленных, так как мы не говорим здсь о победи одного племени иад другим.

Хотя обстоятельства, приводящая к умножешю Численности таких наиболее даровитых членов племени, слишком сложны для того, чтобы их проследить вполне ясно, все таки мы можем наследовать некоторые шаги. Прежде всего, по мр усовершенствовашя способности к размышдешю и к предвидшю, каждый член племени вскоре должен быдпонять, что если он станет помогать своим бдижним, то, вообще говоря, и ему станут взаимно оказывать помощь. Руководствуясь этим мотивом низшаго сорта, он мог прюбрсть привычку помогать, товарищу, а привычка выполнеюя благо двтельных поступков наверное усиливает чувство симпатш, связывающее первый импульс с таким поступком. .Оверх того, привычки, которым следовали мнопя поколшя, по всей вероятности, стремятся стать наследственными.

Но другой и гораздо сильнййпий стимул к развитие общественных добродтелей доставляется похвалою и порицашем со стороны наших бдижних. От инстинктивной симпаии, как мы уже видели, завысить первоначально, что мы обыкновенно првдаем пСну, как похвад, так и порицашю других людей, любя первую и .страшась второго; этот инстинкт, без сомншя, был первоначально приобртен, подобно всм прочим общественным инстинктам, путем естественнаго подбора. В какую отдаленную эпоху предки человека, при своем постепенном развитш, стали способными чувствовать силу похвалы или порипашя со стороны своих ближних, этого мы, конечно, не можем сказать. Но кажется, что даже собаки умют цнить поощреше, похвалу и порицаше.

Грубйпце дикари обладагот сознанием чувства славы; это они ясно доказывают, храня трофеи своих подвиговь, а также привычкой непомйрнаго хвастовства и даже необычайною заботливостью, с которой они относятся к своему внешнему виду и к украшещям; двйствительно, если бы для них ничего не составляло мнвше товарищей, то таюе обычаи были бы безсмысленными.

Дикари, наверное, испытывают стыд, если нарушают нкотбрыя из своих даже мене важных правил, иногда же они чувствуют и угрызешя совести, как напримр, тот австралиец, который похудд и не мог спать по ночам потому, что не мог убить какой-либо женщины, чтобы умилостивить этим призрак своей умершей жены. Хотя мн неизвестно другого аналогичнаго случая, все таки, трудно поверить, чтобы дикарь, предпочитаюпцй пожертвовать жизшю, лишь бы не изменить своему племени, или же дикарь, сам отдающейся в плн, лишь би не нарушить слова и), не почувствовал угрызешя совести, если бы измйнил долгу, признаваемому им священным.

Мы можем отсюда вывести, что первобытный человк, еще в очень отдаленную эпоху, подвергался влияшю похвалы и порицашя това 120

рищей. Очевидно, что члены одного и того же племени одобрять пове-: деше, которое, по их мнСшю, служить к общему благу, и станут порицать то, что кажется им злом. Делать добро другим-поступать: с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами-и есть основной камень, на котором строится нравственность. Поэтому, едва ли -и возможно преувеличить, значеше, для грубых времен, любви к похвал!

и страха порицашя. Человк, не побуждаемый к пожертвован!" своею жизшю, ради блага других, нткоторым глубовим инстииктиввым чувством,, все же мог совершать такие поступки из славолюбия; своим примвром он мог. возбуждать в других людях такое же стремлеше к славв, при чем, лутем упражнешя укреплялось благородное чувство,] изумлешя к подвигам. Таким образом, дикарь мог сделать гораздо больше добра своему племени, чСм если бы он прямо произвел .потомство, склонное унаследовать его доблестный характер.

По МБрв увеличешя опыта и разума, человк замчает боле отдаленныя послдств!я своих дйствий, и разныя чисто личныя добродетели, в род умренноети, цломудрия и т. д., который в первобытный времена, как мы видли раньше, вовсе не уважались, стали цениться I очень высоко или даже были признаны священными. МНБ, однако, незачм повторять то, что я сказал в четвертой гдав. В конц концов, наше нравственное чувство или СОВЕСТе становится необычайно сложным чувством, коренящимся в общественных инстинктах, при значитель-, ном руководств!", доставляемом одобрешем наших ближних; оно управляется разумом, личным интересом, а позднСе глубокими релипозными чувствами и укрепляется обучешем и привычкой.

Не слСдует забывать, что хотя высокое МБрило нравственности дает лишь малое преимущество (иди не дает никакого) каждому отдельному человСку и его дСтям над другими людьми того же племени, однако, увеличеше численности высокодаровитых людей и повышеше уровня нравственности, наверное, дает огромныя преимущества одному племени над другим. Племя, включающее многих членов, которые, при обдадаши в высокой степени духом патрютизма, верностью, послушашем, мужеством и симпапей, всегда были готовы помогать друг другу и жертвовать жизнью ради общаго блага,-такое племя будет одерживать верх над многими другими; а это и есть естественный подбор. Во вс времена, на всем земном шарй, одни племена вытсняли друпя, но нравственность была важным элементом успдха, а вслдствие этого, и уровень нравственности, и число одаренных людей должны всюду стремиться к повышедго.

Однако чрезвычайно трудно составить себв какое либо суждеше о том, почему то, а не другое племя одержало верх и поднялось на ступенях цивилизации. Мнопе дикари и теперь находятся в том же самом состоянш, в каком они были открыты НБСКОЛеВО ввков тому назад. Как замСчает Бэджгот, мы склонны смотреть на прогресс,.

вакь на ничто нормальное в человБческом обществе; но история опро-,

121

вергает этот взгляд. Древше не обладали даже идеей прогресса, а на : Восток4 мы видим это и теперь. По мнешго другого выдающагося авторитета, Генри Мэна и), наибольшая часть человческаго рода не выказывала даже "наималйшаго пожелашя, чтобы ея граждансюя учреждешя были, сколько нибудь улучшены". Прогресс, невидимому, зависать от сочетания многих благоприятных усдовий, слишком сложных для того, чтобы их можно было изслдовать. Но часто уже было высказываем", что холодный климат вынуждаюпцй к изобрйтешям и к различным дскусствам, чрезвычайно благоприятствовал прогрессу. Даже эскимесы, побуждаемые суровою нуждою, успели сделать мнопя остроумные изобртешя, но их климат черезчур суров для непрерывного прогресса. Кочевыя привычки, идет ли рчь о жителях , обширных равнин или густых тропических лесов, или морских побережьев, во всйх случаях были чрезвычайно невыгодны. Наблюдая нравы варварских обитателей Огненной Земли, я был поражен тм, что обладаше некоторой собственностью и прочной оседлостью, а также подчинете многих семейств одному вождю, оказываются необходимыми условиями цивилизацш.

Таюя привычки почти вынуждагот к обработке земли; а первые шаги в этом направлеши, как я показал в другом мест 2), по всей вероятиости, зависали от того, что случайно попадали смена плодовых деревьев на груды отбросов и производили необычайно хорошую разновидность. Впрочем, вопрос о тервых шагах, бдйланных дикарями : яа пути к пивилизапш, слишком труден -для того, чтобы рйшить WO ЗДБСе. i Естественный подбор вт, примтнети к цивилизованным нацгям. До сих пор я разсматривал исключительно переход :_ от получедовческаго состояния к состоянию современнаго дикаря. Сл дует, однако, присоединить некоторый замвчашя, относящияся к дйствд) ,естественного подбора на цивилизованные нации. Этот вопрос был искусно . разсмотртн Грегом 3), а раньше его, Уоллесом и Тальтоном *).

и Большая часть моих замчашй заимствованы у этих трех автои ров. У дикарей всв слабые тйлом или духом скоро вымирагот; а ?т6, которые выживают, обыкновенно оказываются очень здоровыми. Мы, . цивилизованные люди, наоборот, длаем все, что можем, чтобы предупредить процесс исключения мы строим пршты для сдабоумных, ка 122

; лвк, больных; мы сочиняем законы о 6бдных; наши врачи при f няют все свое искусство, чтобы спасти до последней возможности жиз : каждаго. Есть основаше думать, что оспопрививаше спасло тысячи лю-] дей, которые, по слабому тлосложешю, в прежнее время должны быд бы погибнуть. Таким образом слабые члены пивилизованных обществ"; могут продолжать свой род. Каждый, кто изучад вопрос о разведешв домашних животных, не усомнится ни минуты, что все указанное было!

в высшей степени вредно для чедовческаго рода. Удивительно, как!

скоро отсутствие забот или. ложно направленныя заботы приводить № вырожден!" домашней породы; но если исключить размножено самого человека и ограничиться низшими животными, то едва ли кто - либо настолько невжествен, чтобы давать плодиться своим наихудшим ма вотным. , Помощь, которую мы чувству ем себя вынужденными оказывать без-; помощным людям, главным образом представляет побочный результат инстинктивной симпаяи; это чувство сначала было прюбржтено как, составная часть общественных инстинктов, но впосддствш,-способом,указанным выше,-стало боле нжным и болве распространенным. Ц" и не должны задерживать нашей симпатш, хотя бы ей противился суровый; разум, так как задержка может ухудшить благороднейшую часть на-.; шей природы и). Пусть хирурга закаливает себя во время , производства!

операщи: он знаегь, что дтйствует для блага лащента; но если мы г намеренно станем пренебрегать помощью слабым, то благодяше буде i проблемаячным, а наличное зло бросается в глаза. Мы поэтому додж выносить несомненно дурныя посл4дствия того, что слабые выживают i лродолжают свой род; но, повидимому, всетаки есть одна задержка, ; именно, что слабые и худнпе члены общества не так легко вступаю в брак, как здоровые; эта задержка могла бы чрезвычайно усилиться!

если бы слабые тлом или духом сами воздерживались от бракове) хотя на это слабо можно надяться. j В каждой стран, где существует большая постоянная армия,: самые крпюе молодые люди подлежать набору или вербуются в армыо. Таким образом, они легко подвергаются ранней смерти во время войны, сверх того, подвержены распущенности, да и не могут жениться в молодости,!

С другой стороны, бодйе хилые и слабМпце, с худшим тждосложе-4 йем, оставляются дома и, стало быть, обладают гораздо лучшими шансами вступать в брак и продолжать свой род 3). Человк накопляет собственность и передает ее своим д4тям, так что д4ти богачей обладают преимуществами над бвдняками того: же племени, независимо от твлеснаго или душевнаго превосходства. Ci"i другой стороны, вти недодговчных родителей, стало быть, в среднем

123

отличающаяся недостаточным здоровьем и крепостью, раньше npio6piтают возможность распоряжаться имуществом, нежели друпя двти, и по всей вероятности, раньше женятся и оставят боле многочисленное потомство, могущее унаследовать боле слабое твлосложевие. Но наслйдоваше собственности само по себв далеко не составляет зла; действительно, без накоплешя капитала, искусства, не могли бы прогрессировать: а они то главным образом позволили цивилизованным расам распространиться и теперь еще повсюду распространять свои пределы, вытисняя низппя.

племена. Также и умеренное накоплен! е богатств не препятствует процессу подбора. Когда бвдняк становится умеренно богатым, дт" его начинагот заниматься ремеслами или профессиями, гдй еще остается довольно борьбы, так что способнвйпце твлом и духом всего лучше преусшввают. Существоваше многих образованных людей, которым не приходится работать для насущнаго хлтба, важно в высочайшей степени: вся высшая умственная работа выполняется ими, а от такой работы главным образом зависит материадный прогресс всякаго рода, не говоря уже о других высших преимуществах. Без сомнйшя богатство, если оно очень велико, стремится превратить людей в безполезных трутней, но число таких членов общества никогда не бывает очень значительно,сверх того, зд4сь происходить род самопроизводьнаго выключешя, так как мы ежедневно видим, что тв богачи, которые окажутся глупыми или расточительными, проматывагот все свое состояше.

Первородство, с его заповедными имуществами, представляет бол4е непосредственное зло, хотя в прежшя времена оно могло представлять и большое преимущество, создавая господствугопцй власс: а какое-либо правительство лучше, 4ем никакого. Большинство старших сыновей, хотя бы слабых душою и т4лом, при таких лорядках женятся, тогда как младппе сыновья, как бы ни были велики их превосходства, не так часто ветупают в брак. При этом недостойные старице сыновья, обладая заповедными имуществами, не могут даже промотать их. Однако, здесь, как и всюду, отнощешя цивилизованной жизни так сложны, что являются некоторый уравновшивагопця задержки. Лица, обладающая богатством благодаря первородству, получают возможность из поколвшя в поколвние выбирать наиболее прекрасных и очаровательных женщин; а эти посл4дния в среднем окажутся здоровыми ТБЛОМ и энергичными духом.

Дурныя послвдствия продолжительнаго сохранения одной и той же родословной лиши, без всякаго подбора, отчасти предотвращаются твм, что люди с положешем всегда стараются увеличить свое богатство и власть, а для этого они часто женятся на богатых насл4дницах. Но, как показад Гальтон и), дочери родителей, произведших немногих дтей, сами подвержены безпдодш; таким образом у знатных фамшпй постоянно прерывается прямая лишя, и их богатства уплывают в какие-либо побочные каналы; но, к несчастью, и эти посдедше вовсе не определяются превосходством какого-либо рода.

124

Хотя пивилизащя таким образом задерживает различными способам"!

д4йствия естественнаго подбора, она, очевидно, благоприятствует лучшему ти-и лесному развит!", доставляя лучшую пищу и освобождая от разных тягостей. Это можно вывести из того, что сравнеше пивилизованных людей, с дикарями доказало превосходство физической крепости на сторонй пивилизапш и). Цивилизованные люди облад&ют также не меньшей выносливо-!

стью, что было доказано многими рискованными экспедищями. Даже значив тельная роскошь богачей причиняет незначительный вред, так как вй-роятность долгой жизни для наших ариетократов во всех возрастах и для обоих подов незначительно меньше той, которая вычислена для здо-; ровых англичан низших классов 2). , Теперь разсмотрим умственныя способности. Если бы в каждом обще-;.

ственном класс!) подразделить его членов на дв равныя группы, одну, включающую умственно высших, а другую-низших, то не может быть сомншя в том, что первые одержать верх во всх заняиях и - воспитают большее количество дтей. Даже в самых низших классах, искусство и ловкость должны представлять нкоторыя преимущества; хотя для.; многих занятШ, вслдствие значительнаго раздвлетя труда, преимущество: это ничтожно. Поэтому во ВСБХ пивилизованных нащях проявится некоторая наклонность к повышешю как численности, так и уровня умственно даровитых. Но я вовсе не утверждаю, что это стреялеяе не мо-.

яет быть болве чм уравовшено другими способами, как напримр, умножешем числа безпечных и непредусмотрительных: но даже и для таких людей отличныя способности должны представлять некоторую выгоду. : Против взглядов, в родС приведенных выше, часто возражают, что наиболее знаменитые люди из извСстных в исторш не оставили по-"; томства, способнаго унаследовать их велики ум. Гальтон пишет э): "Сожалею, что я не способен разрешить простой вопрос, ддйствительно.

ли, и в какой степеви, мужчины и женщин", бывипе чудом гешальности оказались неплодовитыми. Я однако показал, что для людей, вообще выдающихся, это вовсе несправедливо. Велише законодатели, основатели благодтельных релипй, великие философы и научные изобрвтатели содйствуют; прогрессу человечества в гораздо высшей степени своими дСлами, нежели оставляя многочисленное потомство". Что касается йлеснаго строешя, то изв-естно уже, ято к усовершенствован!" видов приводить подбор немного лучше одаренных и исключеше немного худших, а вовсе не со хранеше рзко выраженных и рдких аномалий 4). То же справедливо и для умственных способностей, так как в каждом классй общества, немного бол4е способные успвают нисколько больше и, стадо быть, есяи НБТ других помих, возрастают в численности. Если в какой либо

125

щ повысился умственный уровень и увеличилось число умственно развиях людей, то мы можем ожидать, исходя из закона уклонешя от .

бедней нормы, что чудеса гешальности (как показал Гальтон) будутпоявляться нисколько чаще, ЧБМ в прежнее время.

Что каеаетсл нравственных! качеств, то некоторое выключеше са-мых худших характеров постоянно прогрессирует! даже у наиболее ци?;вялизованных нащй. Злодтев казнят или заключают в тюрьмы на дод*f"n)e время, так что они не могут свободно передавать своих. дурных качсств. Меланхолики и безумные попадают в заключеше или оканчивают самоубйством. Необузданные и сварливые люди часто доводят себя до кроваваго конца. БезпоЕойные люди, не имтюице какого либо опред4леннаго занятия-а этот оетаток варварства является большой задержкой для цивилизации и)-эмигриругот во вновь колонизируемыя страны, гд они оказываются полезными тонерами. Невоздержность есть одно из губительных свойств, так что вероятная продолжительность жизни для невоздержных, напр., в тридцатшгетнем возрасти составляет лишь и3,8 лтт; тогда кая для седьских рабочих в Англии в том же возраст 40,59 лвт 2). Распутный женщины имтют мало дтей, а мужчины р4дко женятся; ге и друпя часто болют. При разведенш домашних животных, исклгочеше тх, хотя и немного числевных особей, которыя <: замтным образом хуже других, также представляет далеко немало{ важный элемент ycntxa. Это в особенности справедливо для вредных признаков, стремящихся появиться вновь путем возврата, каков, напримр, черный цввт у овец; а у человека нижоторыя из самых худших предрасположешй, порою появляющихся в семьях без всякой-видимой причины, быть может, представляют возврата к дикому состояшю, от котораго мы удалены не слишком многими поколвшями. Этот взгляд невидимому выражается в обычном изрйченш, что таюе люди и представдяют паршивых овец в стадт.

У цивилизованных наций, насколько дело касается высокаго уровня вравственности и большого числа весьма способных людей, естественный нодбор повидимому играет лишь незначительную роль, хотя основные обществеиные инстинкты были прюбртены , именно таким образом. Но я уже достаточно распространился, по поводу" низших рас, о причинах, -приведших к повышешю нравственности, каковы: одобреше наших бдижних,усилеше наших симпатий путем привычки, разум, опыт и даже личный интерес, обучеше в молодости и релипозныя чувства.

Наиболве важным препятствием для возрастания числа высоко одаренных людей является в цивилизованных странах, как основательно доказывали Грег и Гальтон 3), тот факт, что очень бедные и безпечные,

126

часто порочные, почти всегда женятся рано, тогда как заботливые и бе- режливые, обладая обыкновенно и другими достоинствами, женятся поздио,стремясь к тому, чтобы быть способными поддерживать себя и доставить?

обства дтям. Между твм ранте браки,; как показал! д-р Денкан и),,; не только производить в данный перщ большее число поколыши, но. и) дают гораздо больше дтей. Сверх того доказано, что д4ти, рожденныя;; матерями в ранней молодости, тяжелее по всу и крупнее, а потому ве-.и роятно и крепче, нежели поздние родивппяся. Таким образом, безпечные* выродивпиеся и даже порочные члены общества стремятся возрасти в боде быстрой прогрессш, нежели предусмотрительные, и вообще добродетельные.

По словам Грега: "безпечные, расточительные, непредусмотрительные ирландцы i размножаются как кролики; умиренный, предусмотрительный, уважаюпцй самого себя, честолюбивый шотландец, с его строгой нравственностью, "I разумной вврого, проницатедьным и дисциплинированным умом, проводить .j лучппе годы в борьбв и в одиночества, женится поздно и оставляешь не- ;; многих двтей. Представьте ce6t страну, первоначально заселенную и000 ,и саксами и и000 кельтами--и в какую-либо дюжину ПОКОЛБШЙ ц населешя станут кельтами, но g собственности, власти и ума будут принадлежать оставшейся le, т. е. саксам. В вчной борьб!" за существоваше, .окажется, что низшая и менпе благоприятно одаренная раса одержала верх, и не в силу своих хороших качеств, но в силу дороков".

Существуют однако нйкоторыя задержки этого стремлешя к понижению уровня. Мы видли, что люди неумеренные дают высошй .процента" смертности, а чрезвычайно расточительные оставлягот мало потомства. Вид- i н4йшие классы населяют города, теснясь там, и, как доказал д-р Старк, основываясь на десятилетней статистики шотландскаго наеедешя 2), ,; .для ВСБХ возрастов процент смертности выше в городах, нежели в ; сельских округах, а "в продолжение первых пяти лт жизни процента.

смертности в городах ровно вдвое больше, нежели в селешях". Так яак эти статистичесюе отчеты вкдюают одинаково и- богатых и бдных, то, без сомнвшя, потребовалось бы бодве, чм двойное число рожденй для лоддержашя численности самаго бднаго городского населешя по сравнешю с сельским. Для жснщин брак в черезчур раннем возраст в высшей степени губитеден; было доказано, что во Францш "из женщин ниже двадцатилтнягр возраста замужних умирает вдвое боле, чвм ДБВИЦ". Смертность мужей ниже двадцатилтняго возраста также "необычайно высока"3), но какова тому причина, сказать трудно.

Наконец, если бы мужчины, благоразумно откладывающее брак до гвх .

пор, пока они смогут доставлять своим семействам жизненныя удобства,

127

(и"$аш выбирать, как это часто бывает, жен первой молодости, то про- цаать приращешя высших классов общества мог бы уменьшиться лишь Г везначительным образом.

Из чудовищнаго количества статистических данных, собранных ;в течёте и853 г., видно, что холостые мужчины во Франщи, от 2080-лвтняго возраста, умирают в гораздо большей пропорпш, нежели женатые; так, напримр, из каждых и000 неженатых мужчин, от 20 до ЗО-ЛБТНЯГО возраста, ежегодно умирало ии,3, тогда как из жеI иатых только 6,5 и). Подобный же закон оказался справеддивым, для и863-и864 г.г., для цлаго населешя Шотландии свыше 20-ти дтняго возраста; так напримвр, из каждой тысячи неженатых, от 20 до 30-лтняго , возраста, ежегодно умирало и4,97, тогда как из женатых только 7,24, т. е. мене половины2). Старк замчает по этому поводу: "оказывается, что холостой образ жизни боле губителен, нежели боле нездоровый ре, месла, или даже пребываше в самых нездоровых домах, или в мйетностях, гдй ндТ и намека на санитарныя улучшешя". Он признает, что уменыпевие смертности является прямым послидствием "брака и свяйанных с ним боле регулярных домашних привычек". Он допускает однако, что неумеренные, распутные и преступные классы, отличаясь недолговечность, в то же время обыкновенно не вступают в орак; слтдует также допустить, что люди слабаго тлосложешя, с плохим здоровьем, или очень хилые тлом или же духм, часто не захотят встунить в брак или будут отвергнуты. Старк, невидимому, пришел к тому выводу, что брав еам по ееб служить главной причиной продолжительной жизни, так как он нашел, что женатые старики относительно долговечности значительно превосходят холостых; однако каждый, S вероятно, знает примеры, что мужчины, отличавпиеся в юности слабым здоровьем, не женились и тСм не менве доживали до глубокой старости, хотя и оставались хилыми, т. е. постоянно имли все меньше шансов выжить и вступить в брак. Есть другое замечательное обстоятельство, повидимому подкрепляющее вывод д-ра Старка, а именно, что вдевы и" адовпы во Франщи подвержены чрезвычайно высокой смертности по сравнешго < женатыми, но Фарр приписываете это бедности, дурной нравственности, зависящей от разрыва семьи, и тоск. В общем, мы можем сказать всдед за Фарром, что меньшая смертность женатых по сравнений неженатыми, представляющая, повидимому, общи закон, "гдавным образом зависит от постояннаго исключешя несовершенных типов и от искуснаго подбора найду чших особей в каждом поколнш"; подбор этот относится исключительно к браку, но влияет на всС твлесныя,

128

умственный и нравственный качества и). Мы можем поэтому заключить,." что здоровые и лучппе люди, которые из благоразумия временно воздер-?

живаготся от брака, не подвержены высокой смертности. ; Если различная задержки, указанный в двух послдних параграф фах, а может быть, и друпя, еще неизвстныя, не лредупредят того чтобы безпечные, порочные и вообще худппе члены общества могли раз-j миожаться быстрее, нежели лучпие классы, то нащя выродится, что слипм ком часто случалось во всемирной исторш. Мы должны помнить, что про-и гресс не составляет неизмвннаго правила. Чрезвычайно трудно сказать,.; почему одна цивилизованная нащя возвышается, становится более могущественного и распространяется болйе широко, нежели друпя; или почему" одна и та же нащя в одно время прогрессирует быстрее, нежели в другое. Мы можем только вывести, что это зависит от уведичешя численности населен!", от числа людей, одаренных высшими умственными к нравственными способностями, а также от уровня их превосходства. Ttлесное строеше, повидимому, оказывает ничтожное влияше, за исключешем того, что крепость тла приводить к крепости духа. Было указано различными писателями, что так как высоавд!

умственныя способности выгодны для нащи, то, напримвр, древние греки стоявппе умственно .несколько ступенями выше, чм любая когда-либо су ществовавшая раса2), должны были бы, если признать действительность естественнаго подбора, развиться еще гораздо боле, умножиться численное и наводнить всю Европу. Зд4еь мы видим, однако, молчаливыя предцолржешя, так часто длаемыя относительно ,тдеснаТо строения, что сущ&" ствует будто бы никоторое врожденное стремлеше к непрерывному раз" витию души и т4ла. Но развиие всякаго рода зависит от совпадени" многих благоприятных обстоятельств. Естественный подбор дйствует лишь дйлая как бы попытки. Индивидуумы и расы могли npio6ptcT< извтстныя несомнднныя преимущества и, однако, погибнуть всл4дствие отсут-j ствия других качеств. Греки могли выродиться всл4дствие отсутствия связв между многими мелкими государствами, по причин малаго размера ихстраны, вследствие распространения рабства или по причин!) чрезмврнойу чувственности; действительно, они погибли лишь тогда, "когда стали испор-j ченными и развращенными д(c) мозга костей" 3). Западныя европейсшя наци, которыя теперь так неизмеримо превосходят своих прежних диких предков и стоять на вершин пивидизацш, мало обязаны или вовсе не обязаны своим превосходством прямому унасдвдовашю от древних греков, хотя они чрезвычайно много обязаны литератур этого удивительнаго-J народа.

129

Кто может положительно сказать, почему испанская нащя, некогда t такая, господствующая, была опережена другими? Пробуждеюе европейских иащй из мрака представляет зацачу, гораздо болве запутанную. В "этот отдаленный- перод, как замйтил Гальтон, почти вей людц с кроткою душою, преданные размышлешю или духовному развит, не имели убвжища нигд4, кромв лона церкви, требовавшей от них безбрачияs).

Это едва ли могло не оказать понижагощаго влиашя на каждое последующее поколеше. В ту же эпоху святая инквизищя чрезвычайно тщательно выбирала наиболее свободных и самыуь смлых людей, предавая их кострам или заключешю. В одной Испаши некоторые из лучших людей-т4, которые испытывали сомните и предлагали вопросы, а без еомнгьтя не может быть прогресса-истреблялись, в течете трех столвпй, ежегодно по тысячи душ. Зло, причиненное таким образом католического церковью, неисчислимо, хотя без сомншя, оно было уравновешено до ИЗВЕСТНОЙ, быть может, весьма значительной степени, другими способами; тём не мене, Европа чрезвычайно прогрессировала.

Необычайный успх англичан,и как колонистов, по сравнешю с другими европейскими нащями, приписывался их "смйлой и упорной энергш"; результат этот отлично поясняется сравнешем успйхов английских и французских выходцев в Канадт; но кто может сказать, каким образом англичане прюбртли свою энерпю? Повидимому, есть много истины в мнвнш, что изумительный прогресс Соерненных Штатов, как и самый характер народа, представляет результат естественнаго подбора; наиболее энергичные, безпокойные и мужественные люди со вс-вх концов Европы выселялись, в течёте десяти или двенадцати поколыши в эту обширную страну и здсь наидучшим образом преуспвали и). Присматриваясь к отдаленному будущему,я не считаю преувеличетем со, стороны Цинке, когда он говорить 2): "вс прочия собыия, как напримтр то, что было слдствием греческаго проевтщешя и образования римской имперш - повидимому, имеют значеше и ценность только в связи или скорее для содвйствия... великому потоку англосаксонской эмигращи на запад". Как ни темна задача повышения цивилизащи, мы, по крайней мр, видим, что .нащя, произведшая в течеше продолжитедьнаго перюда наибольшее число высоко развитых умственно, энергичных, мужественных, патриотичных и способных к симпатш людей, вообще говоря, одержит верх" над нащями, поставлеиными в менте благоприятныя ycAOBin.

Естественный подбор вытекает из борьбы за существоваше, а эта последняя из быстрой прогрессш размножения. Невозможно не выразить

130

горысаго сожалшя (хотя совсм другой вопрос. мудро да это) по поводу значительной прогрессй, в которой человйк стремится размножиться, так как это приводило в варварсюя времена Е детоубийству и многим.: другим порокам, а у пивидизованных нащй-к крайней бедности, Е безбрачно и к поздним бракам людей болве благоразумных. Так как человк подвержен тм же бвдствиям, как и низпия животныя, он не имет права разсчитывать на освобождеше от бддствй, вытекающих из борьбы за сущеетвоваше. Если бы человвк не был подвержен в первобытныя времена естественному подбору, он наверное не достиг бы своего НЫНБШИЯГО положешя. Так как мы видим во многих мстах земного шара огромныя области самой плодородной земли, споеобныя поддержать мнопя пвйтуаця хозяйства, ГДБ, однако, бродят немнопе дикари, то можно было бы утверждать, что борьба за сущеетвоваше еще не была достаточно сурова для того, чтобы принудить человка подняться до высшаго уровня. Судя по веему, что мы знаем о человек* и низших животных, всегда был достаточный запас изменчивости -в игь умственных и нравственных соособностях, чтобы доставить постоянный материал для естественнаго подбора. Без сомнвния, иодобное повышение требует стечения многих благоприятных обстоятельств; но межно сильно усомниться в том, будут ли наиболее благоприятныя условия достаточны, не будь nporpeccia размножения быстрою, а вытекающая из нея борьба за сущеетвоваше необычайно жестокою. Из того, что MHs видим, напримйр, в НБКОторых частях южной Америки, очевидно: даже, что народ, который можно назвать цивилизованным, каковы испан- ские поселенцы, способен стать л-енивым и придти в упадок, еели жизненный условия очень благоприятны. У высокоцйвилизованных ,нащй непрерывный прогресс .лишь .второстепенным образом зависит от есте? ственнаго подбора, так как ташя нащи не вытвсняют и не иетреблягот друг друга по примеру диких племен. Твм не менте, наиболее интеллигентные члены, в данной общинй будут в концй концов лучше, преуспевать, нежели худшие члены, и оставят боле многочисленное потомство, а это есть род естественнаго подбора. Боле существенными придинами прогресса являются, невидимому, хорошее воспиташе в молодости, вюуа мозг впечатлителен, и высошй уровень превосходства, указанный шюсабивйшими и лучшими людьми, воплощенный в законах, обычаях иячфадвщях напш и поддерживаемый общественным мнБшем; необходимо, однако, помнить, что сила общественнаго мншя зависит от нашей ов(&аки"9ЩЧйбрешя или неодобрешя других людей; а эта оценка основана ванаварвй димпатии, которая, в чем едва ли можно сомневаться, первоначально развилась путем естественнаго подбора, как один из важнМliffixi эдймйвдов общеетвенных инстинктов ).

ни эмпнокаятпельствахпрежняго варварского состоятя

131

Шугбх цивилизованных нацШ. - Этот вопроС был так подробно л .превосходно разсмотрн Леббоком и), Тайлором, Мак-Леннаном и ЦК др., что ддя меня достаточно привести здесь дишь краткий итог подудченных ими результатов. Доводы, недавно выставленные герцогом ГмД.ргайдьским 2), а раньше - аряепископом Уэтли, в пользу предполоешя, что человйк явился на свт, как цивилизованное существо, и h что всв дикари подверглись с твх пор вырождешю, кажутся мн ,черезчур слабыми, по сравнешю с аргументами противной стороны.

".; Мнопя нащи, без сомншя, испытали понижеше уровня цивилизащи; нэдяоторыя, быть может,впали в крайнее варварство, хотя я не встртил, ди одного примера для этого послдняго случая. Жители Огненной Земли, вероятно, были вытиснены другими, победоносными ордами, в их иы йшнгою негостеприимнуй страну, и по этой причин могли несколько -выродиться; но было бы трудно доказать, что они опустились значительно аиже ботокудов, населяющих превосходнйшия местности иэразилии.

:; Доказательством того, что вс* пивилизованныя нащи представлягот : потомство варваров, сдужат, с одной стороны, явные следы -прежняго дизкаго уровня, сохранившиеся в оставшихся еще обычаях, в4рованиях, л язык и т. п., а с другой стороны тот факт, что дикари способны самостоятельно подняться несколькими ступенями выше по лвстнипе, ве-!

дущей к пивилизащи: и. на самом д4л, такой подем наблюдался.

Доказательства в пользу перваго положешя чрезвычайно любопытны, но .ад4сь не могут быть приведены; я сошлюсь на таше примры, как иапр., искусство счисления, которое, как показал Тайлор, указывая на дана чиелительныя, еще теперь, кое-гд употребляемыя, возникло из счета Е.ло пальцам, сначала одной руки, затм другой и, наконеп, по пальцам ног.

I- Слйды такого счета сохранились в нашей собственной десятиричной систем, lar также в римских цифрах. Цифра V, как полагают, представляет f упрощенное изображеше кисти руки; переходя к VI, мы видим, что [употреблялась и другая рука 3). Далве, когда англичанин, вместо того, -.чтобы сказать семьдееят, употребдяет простонародное выражение, обозна чающее трижды двадцать да десять (threescore and ten), он считает по двадцатиричной систем!, причем англйское score, т. е. 20, замйняет -мексиканское или караибское вырааеше "один человк" (т. е. число ;дальцев на руках и ногах у одного человека) 4).

[, По мнвшю обширной и все болве утверждающейся школы филодогов, "аждый язык ногит. влды своего медленнаго и постепеннаго развитая.

ю справедливо и ддя искусства письма, так как буквы представлягот "остатки картинных изображвний. Едва ли возможно, читая труд МакДеннана 5), воздержаться от заключения, что почти вс цивидизованныя

132

нащи все еще удерживают сдвды тавих грубых обычаев, насильственное похищеше женщин. Тот же автор спрашивает: ли назвать хотя одну древнюю нащю, которая была бы с самаго моногамичной? Первичное понятае о справедливости, судя по правилами"!

боя и др. обычаям, следы которых сохранились до сих. пор, быи" также очень грубо. Мнопя существуюпця суевврия представляют остатка прежних ложных релипозных вровашй. Высочайшая форма религш --и великая идея Бога, ненавидящаго грвх и лгобящаго праведность-был" неизвестна в первобытныя времена. Обратимся к другому пункту. Леббок показад, что некоторые-< дикари в недавнее время несколько усовершенствовали нСкоторыя из.

своих простых искусств. Судя по его необычайно любопытному сооб-; щешю об оруянях, орущх, искусствах дикйрей в разных стра-i пах, невозможно усомниться в том, что act эти открытая были сдв-J даны везд независимо, исключая, быть может, искусства добывать огоньи).

Австралйское метательное оружие-бумеранга-представляет отличный, примйр одного из таких независимых открытй. Таитяне, когда их впервые посетили европейцы, во многих OTHO-J шениях стояли выше жителей большинства остальных! полинезйских.

островов. Нйт серьезных оенований для предположения, что высока" культура туземцев Перу и Мексики произошла извн! 2); здйсь возделывались мнопя туземныя растешя, но немнош туземныя, животныя была приручены. Необходимо помнить, судя по малому влияшю большинства миесионеров, что горсть странников, прибывших из какой-либо полуци-3 вилизованной страны, если бы волны занесли их к берегам Америки!

не могла бы оказать замтнаго влияшя на туземцев, если не допустить,;?

что эти посддше уже достигли известной ступени развияя. i Обращаясь к чрезвычайно отдаленному перюду в истории мира, тищ находим, если принять общеизвестную терминолопю Леббока, перюды лалеолитический (древнекаменный) и неолитически (новокаменный). Никто конечно, не допустить, чтобы искусство обтесывать грубыя кремневый; opyдiя было гдв-либо заимствованным. Во вс4х частях Европы, вклю-; чая на востоке Грещю, дале в Палестина, Индш, Японии, Ново-Зеландии и в Африки, включая Египет, кремневыя орудия были найдены вь изобилш, и ныншше обитатели не хранят ни малйшаго воспоминаша об их употреблеши. Существуют также косвенный свидетельства тогОу.

что такия орудш раньше употреблялись китайцами и древними евреями. Поэтому, едва ли можно сомневаться, что жители этих стран, включающих почти весь цивилизованный мир, нткогда находились в варварском

133

Ййяши. Допустить, что человвк был первоначально пивилизованным, заарм чрезвычайно понизился в развита в самых различных страЛХ, значить усвоить чрезвычайно грустный и приниаагопцй взгляд на вовБческую природу. Очевидно, гораздо боле справедливым и ободряговк оказывается воззрите, что прогресс был явлешем гораздо болве Рщим, чздм попятное движеше, и что человк повысился, хотя медленЦвми и прерывистыми шагами, от низкаго состояшя до высочайшаго уровня, какого он успл теперь дистичь в области знашя, нравственности релипи.